ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР
г. Тверь
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ИСТОРИЯ   ВОЗНЕСЕНСКОГО   СОБОРА



       Известно, что приблизительно в начале XVII в. (до 1612 года) возле настоящей церкви стояла деревянная в то же наименование, рядом находилась деревянная во имя Богоявления Господня - это были небольшие приходские храмы, теплый и холодный, обе сгорели во время польско-литовской интервенции. В 1626 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять стояли две церкви Вознесения и Богоявления, но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте была устроена также деревянная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Богоявления.

       Но и эта церковь простояла совсем немного - во время сильного пожара 27 апреля 1717 года церковь сгорела дотла, и через некоторое время прихожане храма просят разрешение строить на этом месте Загородного посада новую церковь - уже каменную, в то же наименование и с тем же приделом. Была дана «храмосдательная» грамота, в 1751 г. придел Богоявления был закончен строением, «чистыми образами и всяким церковным благолепием убран» и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти девять лет, а в 1760 году был освящен и главный престол, но работы по храму не были еще закончены, и прихожане просят опять разрешить в 1761 г. выдать сборную книгу на достройку: «на церкви глав не имеется, не токмо железных, но и деревянных, колокола висят на столбах деревянных».

        В 1763г. 19 мая в г. Твери случился опустошительный пожар, погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и возобновилась служба. Сам же храм восстанавливался долго, наконец, в 1768 г. внутреннее убранство (настенные росписи, резной позлащенный иконостас с иконами) было восстановлено, церковь была освящена, и строительство храма окончено полностью. Церковь была приходская, приход был значительный - 97 дворов. Храм, как и окружающие его здания, был выполнен в стиле барокко.

       В XVIII веке, вероятно, проводился косметический ремонт - в 1789 г. прихожане просят разрешить «исправить ветхости на храме». В 1790 г. центральная глава и крест на ней были вызолочены. В 1800 году прихожане просят разрешение устроить новую колокольню с западной стороны с проездом в первом ярусе и с разобранием старой, письменное разрешение было получено в 1805 г. Тогда же новая колокольня была возведена, так как «старая была невысокая, церковь в ней свет застилала, к тому же постеснению места, не слышится в приходе колокольный звон».

       Во времена нахождения в Твери «Малого двора» принца Георга Ольденбургскогс церковь украсилась красивой железной решеткой. Конечно, находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан, и поднимался вопрос о перестройке храма, но все сдерживало отсутствие средств. Да и другие храмы требовали большого внимания -Мироносицкая церковь вообще долгое время стояла без глав, принц Ольденбургский принимал живейшее участие в окончании строительства и отделке этого храма, сюда из дворцовой церкви бы I передан Великой княгиней Екатериной Павловной иконостас, драгоценная утварь. На средства принца устроена великолепная ограда вокруг Владимирской церкви.

       Храмы в центре содержались в пристойном виде - здесь ведь проходила дорога Москва - Петербург. Наконец, настал черед и храма Вознесения, - в 1818 году прихожане и священники просят разрешить им построить на месте разобранного старого храма новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Храм был великолепным и грандиозным - ничего подобного до этого в Твери не строилось: основной объем храма венчали световые ротонды, фасад украшен многоколонным портиком и лестницей со статуями, обширная трапезная с двумя приделами и высокая, украшенная статуями и высоким шпилем колокольня...

        Разрешение на строительство было дано, проект был одобрен - но где взять средства? Об этом прихожане не подумали. В 1821 г. Легранд покидает Тверь, на его место приезжает бывший сотрудник К. И. Росси по кремлевской экспедиции И. Ф. Львов, к нему и перешли все дела по строительству храма.

       Дело по строительству не двигалось. Прихожане стояли на своем - обращались даже к царю за помощью. Но, когда по настоянию архиепископа была определена смета строительства в 80 тысяч, стала ясна невозможность осуществления проекта. Кроме сноса старого храма, предполагалось снести колокольню и церковный дом по Ильинскому переулку, чтобы потом возвести их заново. В итоге нашли компромисс: храм расширить путем устройства нового придела, сдвинуть основной престол, устроить новую главу, переделать фасады в новом стиле, оставить колокольню, но переделать декор. Оставался нетронутым и дом. Заново отделывался собственно храм - делали совершенно новый иконостас с новыми иконами, иконы писались тверскими живописцами Пешехоновым, Сухоревым, Садовниковым. В процессе работ иногда что-то менялось (в частности, выложили заново столбы под купол -ротонду) и т. д. Денег не хватало - пришлось на окончание работ занять у Епархиального начальства в рассрочку 20 тысяч рублей.

       В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, в 1833 году подошли к концу работы в основном храме, покрыты росписью стены, позолочен новый резной иконостас с вновь написанными иконами. 11 мая 1833 г. в праздник Вознесения Господня храм был освящен Архимандритом Афанасием, Тверской семинарии Ректором и Первоклассного Троицкого Калязина монастыря настоятелем. Только в 1836 году был освящен придел Богоявления Господня. Сам престол Вознесения Господня был несколько смещен, отчего композиция плана получилась ассиметричной. Как явствует из документов, автором проекта второго варианта перестройки (с сохранением старого здания и колокольни с домом) был губернский архитектор И. Ф. Львов, он же составил подробную смету по зданию. Несомненно, Львов использовал какие-то находки Легранда, но его решение отличается большей простотой и благородством, монументальностью и оригинальностью решения ком позиции объемов на столь стесненном участке.

       На наш взгляд храм выглядел просто величественно. При строительстве очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступени храма и колокольни, восхищение вызывала работа старицких каменотесов. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Широко применялись роспись, альфреско как внутри, так и с наружи. С помощью росписи в портике была создана искусная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Главка и крест на храме были вызолочены, вызолочен был крест на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованное железо (решетки на окнах деверей). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в облике сооружения было продумано до мельчайших деталей. Храм стал подлинным украшением города. К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек но храму не представляется возможным - архивный фонд но храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки: в 1838 г. в главном храме была устроена печь и возобновлена живопись, ремонт по храму производился в 1845 г., в 1874 г. перестраивалась ограда.  В 1879 году в церкви случился пожар, проводились ремонтно - восстановительные работы. Вероятно, именно тогда был утрачен шпиль на колокольне - на одной из архивных фотографий 70-х годов он еще виден - на фото начала XX века его уже нет. В 1902 году был переделан верх колокольни изменена форма покрытия с купольной на конусообразную.

       После октября церковь Вознесения упразднена, использовалась (по устным преданиям) под склад потребительского общества (оно размещалось в соседнем доме на нынешней Советской улице. В 1936 г. здание было передано под экспозицию областного краеведческого музея - здесь размещалась картинная галерея. В галерее был произведен небольшой косметический ремонт, до этого была разобрана лестница из белого камня с Советской улицы. Уже в 1972 г., когда произошло разделение картинной галереи и областного музея на самостоятельные учреждения, галерея была переведена в Путевой дворец, в храме устроен выставочный зал, были устроены новые межэтажные перекрытия, дополнительная перегородка, заменена отопительная система, сантехника и т. д., с восточной стороны был пристроен пандус. Тогда же проводилась частичная реставрация фасадов и возрождение входа с улицы Советской, вход с западной стороны был закрыт. Немного ранее, при прокладке Тверского проспекта по трассе бывшего Ильинского переулка, был снесен церковный дом с западной стороны - хорошо сохранившийся памятник барокко 1763 года.

       В 70-е годы на колокольне были установлены электронные часы и градусник, очень испортившие облик памятника. В 80-е годы поднимался вопрос о возвращении храму завершения с крестами и позолоченными главками - храм занимает видное место в ансамбле центра города, являясь заметной доминантой Загородного посада.

Передача храма  Русской Православной Церкви состоялась в 1993 году.
Hosted by uCoz